Такое короткометражное кино создавал один из основателей видеоарта Питер Кампус. Его самой известной работой являлось кино Три метаморфозы, снятой в 1973 году, в которой он проделал эксперимент с видео, пытаясь соединить изображения, которые были получены с двух различных камер. Три метаморфозы являются тремя портретными эпизодами, в каждом из них было бесчувственное и каменное лицо художника, которое терпит ирреальные изменения. Своим удивительным произведением Питер Кампус подрывал барьер визуального восприятия настоящей реальности.
Еще один знаменитый художник, который работал в стиле видеоарта, Энди Уорхол. Киноведы до сегодняшнего времени причисляют его произведения к экспериментальному кино, а критики арта – к видеоарту. Во всяком случае, для всех работ Энди Уорхолла характерна статичная киносъемка, с одного кадра, отсутствие актеров и бессюжетность. Его камера была подобна вуайеристу, который наблюдает за самыми обычными действиями, что-то вроде поедания пищи либо сна.
Конечно, современные режиссеры берут вдохновение, скорее всего, не в произведениях Уорхала, а у американского художника Билла Виолы. В своих произведениях Виола экспериментирует над цветом, движением и формой. Его кино фокусируется на идеях вне понимания человеческого разума, например, смерть, рождение, переходные типы сознания. В его произведениях ключевую роль играют вода и свет. Билл Виола постоянно играет с ними и создает все новые образы, чтобы переходные состояния человека выразить на экране, которые приходят из темного и далекого мира и время от времени обретают форму, цвет и свою индивидуальность.
Читать также